ПРОДОЛЬНОЙ оси
Рассмотрим устойчивость движения самолета при вращении с постоянной угловой скоростью относительно продольной оси. Решение этой модельной задачи было впервые выполнено Филлипсом [49] и независимо от него, но значительно позже, авторами в работе 112]. Исследование этого случая движения самолета следует выделить, так как оно послужило базой, на
основе которой была развита в дальнейшем теория пространственного движения.
Рассмотрим устойчивость движения самолета при вращении его относительно продольной оси ОХ с постоянной угловой скоростью крена со* = Q = const. Будем считать, что в процессе установившегося вращения с угловой скоростью Q скорость полета остается неизменной (V = const), и угол тангажа самолета не успевает существенно измениться, так что можно приближенно принять cos # ^ 1,0.
Для исследования устойчивости «в малом» преобразуем уравнения (2.9) к уравнениям в вариациях, линеаризовав их относительно некоторого установившегося движения, особенностью которого является наличие угловой скорости крена со* = Q, и обозначим параметры этого режима индексом нуль. При малых отклонениях от установившегося режима параметры движения можно представить в следующем виде:
а == а0 + Да; сог = со20 + Дсог;
Р == Ро ~~ Д^; (5.1)
со* = Q = const; у = pQx.
Параметры а0, р0, со20 и т. д. являются известными функциями времени, определяемыми из уравнений исходного движения. Подставим значения выражений (5.1) в основную систему уравнений (2.9) и произведем их линеаризацию. Система уравнений для исходного режима установившегося вращения имеет следующий вид:
са _ са аг
По =——- cto + ]MOz0 — jixQpo——— У- l’ u COS у;
(b’zo = —iAQG>y о + т% a0 + "he®z +
po — + tnQ(ao -j — ocr) -|—po H———- 2— I—^~2— s*n (5*2)
6*c — pfiQcOzo — j — m% -f — myy(dyo Ч- H;
©іо = mxx9. + rfi% -f thxv<j)y0 + + mxa63.
Из (5.2) следует, что для получения установившегося вращения
с со* = £2 необходимо в общем случае переменное по времени отклонение органов управления, чтобы скомпенсировать влияние изменений параметров движения самолета. Уравнение моментов,
Устойчивость Движения При (|>V — const
действующих на самолет относительно оси ОХ, может автоматически удовлетворяться при 6Э = const в случае, если
(5.3)
Этот случай фактически и рассматривается далее.
![]() |
![]() |
Система уравнений в вариациях после пренебрежения членами второго порядка малости будет иметь вид
(Знак приращения Д для сокращения записи — опущен).
Отметим, что в систему уравнений в вариациях (5.4) не вошли значения параметров исходною режима полета и члены от гравитационных сил. Таким образом, независимо от вида управляемого движения самолета, описываемого решением системы уравнений (5.2), если выполняются соотношения (5.3), устойчивость его движения определяется системой линейных уравнений (5.4) с постоянными коэффициентами.
![]() |
Преобразуем уравнения (5.4) к системе двух уравнений второго порядка для переменных а и |3. Выполнив элементарные преобразования, получим уравнения возмущенного движения самолета:
Из уравнений (5.5) видно, что вращение самолета с постоянной угловой скоростью крена Q — const привело к взаимосвязи возмущенных движений по углу атаки и скольжения, степень которой возрастает пропорционально квадрату угловой скорости крена. При малых угловых скоростях крена уравнения с точностью
до величин второго порядка разделяются на независимые уравнения для угла атаки и угла скольжения.
Определим условия устойчивости решений системы уравнений
(5.5) . Произведя необходимые выкладки, получим выражение для характеристического уравнения системы уравнений движения
(5.5) в следующем виде:
> 4 + Л3р + ЛД2 -I — ЛД + Л0 = О,
где коэффициенты Л3, Л2, Ах и Л0 являются функциями величины угловой скорости вращения по крену Q и аэродинамических характеристик самолета:
(5.7)
Для устойчивости движения необходимо, чтобы все действительные части корней характеристического уравнения (5.6) были отрицательными. На основании критерия Рауса — Гурвица можно записать условия устойчивости движения
Л3>0; Л>0; Л>0; Л0>0;
R = Аз (А2А1 —- Л3Л0) — Л2 > 0.
Из выражений (5.7) и (5.8) следует, что для устойчивого самолета условия Л3 > 0 и Ао > 0 выполняются при всех значениях угловой скорости крена. Расчеты также показывают, что в этом случае и условие R > 0 также обычно выполняется для всех значений Q. Остается единственное условие устойчивости Л о > 0, которое в зависимости от величины Q может либо удовлетворяться, либо не удовлетворяться. Это условие, поскольку оно связано со знаком свободного члена, является условием апериодической устойчи —
www. vokb-la. spb. ru — Самолёт своими руками
45
вости движения самолета при вращении с постоянной угловой скоростью относительно продольной оси и подробно будет анализироваться ниже. При А0 < 0 неустойчивое движение самолета имеет апериодический характер.